touching.ru
Рассылка новостей

Спонсор проекта - домашний текстиль Wellness.

Стратагема № 07

Извлечь нечто из ничего

 

Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать.
Когда не-обман кажется обманом — это обман истинный.
Сначала маленький обман, потом большой обман,
потом настоящий выпад.

 

1. В эпоху Тан, в 756 г. н.э., в районе современного Пекина взбунтовался военный правитель Ань Лушань (ум. 757 н.э.). К восставшим присоединился также военачальник Лин Хучао. Он осадил город Юнцю.
Оборонявший город с малым числом воинов и оружия военачальник Чжан Сюнь (709 — 757), верный императору, приказал своему отряду сделать 1.000 соломенных кукол в человеческий рост, одеть их в черные одежды, прикрепить к веревкам и с наступлением ночи спускать их наружу вниз по городским стенам. 
Окружавшие город воины решили, что это спускаются вниз по стенам защитники города. На соломенных кукол посыпался град стрел. Чжан Сюнь приказал поднять кукол и таким образом добыл много тысяч стрел.
Несколько позже Чжан Сюнь приказал настоящим воинам спускаться вниз по стенам. Лин Хучао и его люди решили, что противник хочет набрать еще стрел с помощью соломенных кукол. На это они отреагировали злорадным смехом и не предприняли никаких приготовлений к битве.
Отряд добровольцев в 500 человек, таким образом вышедший из города, молниеносно наводнил лагерь Лин Хучао, поджег палатки, убил часть осаждающих, а остатки разогнал в разные стороны.

2. Чэнь Шэн (в 208 до н.э.), участник крестьянского восстания в конце эпохи Цинь (221 — 206 до н.э.), попытался с помощью потусторонних сил поднять моральный дух своих последователей. Он приказал незаметно подложить платочек с надписью «царь Чэнь Шэн» в брюхо рыбы. Платочек должен был быть найден во время трапезы и принят за небесное знамение. Затем он послал переодетых в призраков людей выкрикивать в полночь: «Чэнь Шэн станет царем!»
Это побудило некоторых суеверных людей присоединиться к его армии.

3.  В эпоху «Сражающихся царств» (475 — 221 до н.э.) было множество странствующих политиков. Они переезжали из государства в государство, чтобы прославить свою мудрость и наняться на службу к какому-нибудь властителю. Одним из странствующих политиков был Чжан И (ум. 3 10 до н.э.) из государства Вэй. Он получил известность прежде всего как первый министр Цинь.
Однажды во время своих странствий он попал в государство Чу. Здесь он жил в величайшей бедности. Его свита обиделась и хотела от него уйти. Чжан И утешил их: «Подождите, пока я не поговорю с царем».
Царь предоставил ему аудиенцию, однако выказал мало благосклонности.
По высказанному Чжан И желанию царь разрешил ему дальнейшее путешествие в Цзинь. Чжан И спросил: «Не хочет ли властитель что-нибудь получить из Цзинь?» «Золота, жемчуга и слоновой кости достаточно и в Чу. У меня нет никаких пожеланий». «Не желал бы царь получить красивых женщин?» «Чего ради?» «Потому что там женщины прекрасны, как богини». «Чу — удаленная страна. Еще никогда не видел я красивых женщин оттуда. Почему бы мне и не заинтересоваться?» С просьбой доставить ему красивых женщин царь подарил Чжан И жемчуга и нефрита.
Обе любимые жены царя узнали об этом (согласно гонконгской книге о стратагемах, не без содействия Чжан И), испугались и передали ему 1.500 цзиней золота, надеясь избежать того позора, что их вытеснят чужеземные женщины.
Перед отъездом Чжан И попросил царя, чтобы тот еще раз выпил с ним на прощание. Царь согласился и протянул ему кубок. Через некоторое время Чжан И попросил царя призвать всех, с кем тот обычно пировал, чтобы он мог выпить и с ними. Тогда царь призвал обеих своих любимых жен. Когда Чжан И увидел их, он бросился перед царем ниц. «Я солгал вам и заслуживаю смерти», — воскликнул он. «Почему это?» — спросил царь. «Я проехал через все государство, но нигде не встречал столь прекрасных женщин, как эти. Когда я обещал привезти вам самых красивых женщин, таким образом я солгал». «Это простительно, — сказал царь. — Я-то ведь все время пребывал в убеждении, что эти две женщины — самые красивые в Поднебесной».

 

4. В эпоху «Сражающихся царств» государства Вэй и Чжао заключили как-то договор о дружбе с тем условием, что царевич Вэй будет отослан в Чжао как заложник. Царь Вэй доверил эскорт царевича своему ближайшему советнику, министру Пан Цуну. Пан Цун предвидел, что после его отъезда некоторые придворные попытаются очернить его в глазах царя. Перед тем как попрощаться с царем, он спросил: «Если кто-нибудь сообщит вам, что по улицам столицы бродит тигр, вы поверите?» «Нет. Разве такое возможно?» «А если второй человек придет, говоря то же самое?» «Нет, даже двое не смогут меня убедить». «Но если явится третий и тоже скажет, что видел на улице тигра, будет ли ему вера?» «Конечно, я поверю ему. Если три человека утверждают одно и то же, наверное, это правда».
На это Пан Цун сказал: «Я буду сопровождать царевича в далекое государство Чжао. Конечно, более трех людей попытаются оклеветать меня во время моего отсутствия. Надеюсь, что вы все тщательно обдумаете, прежде чем прийти к заключению».
Царь кивнул и проговорил: «Я знаю, что вы имеете в виду, теперь идите!»
Действительно, многие придворные попытались оклеветать Пан Цуна. Поначалу царь не обращал на них внимания. Но чем больше голосов проклинало Пан Цуна, тем более усиливались в сердце царя подозрения, и наконец он оказался убежден в дурных свойствах Пан Цуна.
Возвратившись, Пан Цун понял, что он потерял благоволение царя. И все это случилось из-за сплетен, которые, будучи часто повторяемы, приобрели облик правды.


mail: admin@touching.ru © 2007 Новезенцева С.В.