touching.ru
Рассылка новостей

Спонсор проекта - домашний текстиль Wellness.

Джалал ад-Дин Мухаммад Руми

Избери себе мастера, ибо без него твое странствие будет полно замешательства, страхов и опасностей. Без сопровождения ты потеряешься на избранной тобой дороге. Не следуй в одиночку по Пути.

Пророк сказал: стучи в дверь,
И ее в конце концов откроют.
Жди на улице, где живет твой друг,
И наконец увидишь его лицо.
Копай землю весь день
И доберешься до источника чистой воды.

Стань человеком сердца – или хотя бы служи такому человеку; 
А иначе ты так и будешь подобен ослу, застрявшему в грязи.

Если ученик подвергает испытанию учителя,
Который ведет его и направляет, то он осел.
Если ты испытываешь учителя, то на самом деле
Это ты был подвергнут испытанию, о маловер!
Испытывая учителя, ты демонстрируешь желание влиять на него.
Иди прочь! Не стремись влиять на такого шаха!
Поскольку ты не умеешь различать добро и зло,
Подвергай испытанию себя, а не других.

Вы-то думаете, что справитесь сами! Обычай, Мной установленный, таков: растрать все на Нашем пути, и тогда Наша щедрость изольется на тебя. По этой бесконечной дороге Мы повелеваем тебе странствовать на твоих собственных немощных ногах.
Мы знаем, что ты не в силах преодолеть путь на ногах, столь слабых. Поистине, и за сто тысяч лет ты не доберешься до первой стоянки. И все же следуй этим путем, покуда не подкосятся ноги и не упадешь наземь. Когда нет больше сил продвигаться вперед, тогда Божья благодать заключит тебя в свои объятья.

Прозорливость разума и понимание похожи на пловца в море. В конце концов, он утонет, мало кто спасется. Перестань плавать, откажись от зависти и надменности: это не ручей и не река, — это море, притом безграничное, беспредельное, которое может поглотить, как крохи, семь морей... Продай разум и купи изумление, так как проницательность ума является мыслью, а изумление — видением.

Он сказал себе: «Если клад в моем доме,
Тогда почему я нищ и сир?
Рядом с кладом я чуть не умер от голода...»
Разрушив дом во имя золотого клада,
Сможешь выстроить дом лучше прежнего.
Прегради путь воде и вычисти русло реки,
А затем пусти в него воду, пригодную для питья.

Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное - верить, что после этой жизни нет другой. В самом деле, если мы перелистаем все сочинения как философов, так и других мудрых писателей, все сходятся на том, что в нас есть нечто постоянное. Есть одна вещь в этом мире, о которой забывать нельзя. Если бы ты даже забыл все остальное, но не забыл этого, не было бы причины для волнений. Но если бы ты помнил и осуществил все прочее, но забыл о главном, это было бы равносильно тому, что ты не совершил решительно ничего.
Представь себе сходным образом, что царь посылает тебя в другую страну с определенным поручением. Ты отправляешься туда и занят сотней разных дел, но если ты не выполнил того единственного поручения, это все равно, что ты ничего не сделал.
Ты пришел в этот мир ради определенной задачи, и в этом состоит твое назначение. Если ты его не выполнишь, то не сделал ничего.

Один выдох человека стоит целой души, упавший с него волосок — целого рудника. Есть люди на свете, повидать которых, не говоря уже о близости с ними, стоит целого богатства мира.

Твои чувства подобны летучей мыши, стремятся они к Западу, а чувства, рассыпающие перлы, - к Востоку. Эй, всадник, путь чувств - это путь ослов. Эй, ты, который находишься среди ослов, стыдись! Кроме этих пяти чувств - есть еще пять чувств, похожих на красное золото, а те чувства - на медь. Как же купит знающий и понимающий на базаре медные чувства наравне с золотыми чувствами?! Чувства тела насыщаются пищей царства тьмы, а чувства души - солнцем.
На некоторое время ты эти чувства промой водой очевидности; знай, что это и есть мытье одежды суфиев. Как только ты предстанешь очищенным, разорвется занавес, души очищенных возникнут перед тобой. Пусть даже весь мир будет полон лучей и изображений, только лишь глаз способен воспринять эту красоту. Если закроешь глаза и навостришь уши, чтобы видеть кудри и лицо красавицы, ухо скажет: "Я не в силах видеть картину. Если картина произнесет звук, я пойму. Я знаток, но знаю лишь то, что под силу мне, а это лишь звук и буква". Если ты скажешь носу: "Созерцай эту красоту", то он не сможет... Но если ты освободишь от оков тело, то ухо и нос превратятся в глаза. Правильно заметил тот сладкоречивый падишах: каждый волосок посвященных превратился в глаз.
Несомненно, что каждый человек создан благодаря соединению самого низкого тела и самой высокой души. Всевышний высшей силой объединил эти две противоположности.

Вам присущи бесчисленные смены настроения, которыми вы не можете управлять. Вы могли бы овладеть ими, если бы знали их истинную причину. Если вы не можете определить источник собственных изменений, то как же вы сумеете определить те изменения, которые формируют вас.

Пока ты здоров и силен, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью найти клад. Не отставай от дела, и если ты наделен судьбой, то она найдет тебя.

Если вам кажется, что я нерадив в выражении своей благодарности и похвалы за ту доброту и поддержку, которую вы как прямо, так и косвенно выражаете мне, то это не от высокомерия или безразличия, не потому, что я не знаю, что надлежит сказать и сделать человеку, которому оказывают услугу. Но мне ведома чистота вашей веры, и я знаю, что вы совершаете это во имя Божье; так что я предоставлю Богу самому поблагодарить вас. 
Если я займусь благодарением и похвалами, то получится, что часть той награды, которую должен вручить вам Бог, как бы уже была выплачена.

Мудрость подобна дождю. Ее источник безграничен, но изливается она соответственно времени года.
Лавочник кладет сахар в мешок, но его запас не равен содержанию мешка. Когда ты приходишь к лавочнику, у него сахару в избытке. Но он смотрит, сколько ты принес денег, и отпускает соответственно.
Твоей монетой на этом Пути является решимость и вера, и обучают тебя сообразно с решимостью и верой.
Когда ты приходишь в поисках сахара, вначале исследуется, каков объем твоего мешка, затем тебе отвешивают соразмерно.

На бойне любви убивают 
лишь лучших, не слабых и не увечных. 
Не беги от этого умирания. 
Кто не был убит ради любви,
тот – мертвечина.

Ты более драгоценен, чем небо и земля;
Ты сам себе цены не знаешь.
Не продавай себя по дешевке,
Ведь в Божьих глазах ты так драгоценен!

Ищи, что бы с тобой ни происходило, 
О жаждущий, постоянно ищи воду. 
Наконец придет время, 
Когда ты достигнешь источника.

И если он закроет пред тобой все пути и проходы, 
Он покажет тебе тайную лазейку, 
О которой никто не знает.

Где есть развалины,
там есть надежда найти сокровище.
Так почему же ты не ищешь
Божье сокровище в разбитом сердце?

Вы думаете, я знаю, что делаю?
Что на вздох или полвздоха
я принадлежу самому себе?
Не более, чем перо знает, что оно пишет,
или мяч ведает, куда покатится дальше.

Султан, святой, карманный воришка –
любовь ухватит за ухо кого угодно 
и потащит нас потайными путями к Богу.

Я хотел бы поцеловать тебя.
А цена этого поцелуя – моя жизнь.
И теперь моя любовь бежит к моей жизни
С криком: «Как дешево, давай купим!»

Те, кто не ощущает, что это Любовь притягивает их, подобно реке;
те, кто не пьет зарю, словно чашу воды ключевой;
кто не вкушает закат, будто ужин;
те, кто не желает меняться – пусть они спят.
Эта Любовь превыше поучений богословов, 
этих старых уловок и лицемерия.
Если ты надеешься таким способом усовершенствовать разум –
продолжай спать.
Я свой рассудок забросил,
Я на куски разорвал всю одежду и вышвырнул ее прочь.
Если ты догола не разделся, 
завернись в изящное одеяние слов – и спи.

Если не видишь ты скрытой Реки,
узри, как постоянно вращаются звезд водяные колеса.
Если небеса, не зная покоя, движимы Любовью,
ты, сердце, не требуй отдыха - будь кружащейся звездою.
Думаешь, Господь позволит тебе ухватиться за ветку?
За что бы ты ни уцепился, Он это сломает.
Пред Богом – все подобно мячу,
смирись перед Ним и склонись пред Его битой.
Как могло бы ты, о мое сердце,
будучи лишь одной из ста миллиардов частиц,
не пребывать в беспрестанном движении по велению Любви?

Осуждения закона длятся лишь до смерти,
Наука любви не имеет конца.

Следы ног ведут лишь к Океанскому берегу.
Далее не остается и следа.

Любовь пришла и струится сквозь вены,
подобно крови под моею кожей. 
Она опустошила меня от самости 
и наполнила меня Возлюбленным. 
Возлюбленный проник в каждую клетку моего тела. 
От меня осталось только имя, 
все остальное – это Он.

Существует город, где ты найдешь все, что пожелаешь – привлекательных людей, удовольствия, всяческие украшения – все, чего жаждет естество. Однако ты не сможешь найти там и одного мудреца.
Этот город – человек. Будь там хоть сто тысяч достижений, но если нет главного – любящего сердца, то лучше бы этому городу лежать в руинах.

Среди людей сердца внешнее поведение существует внутри.

Целью этого мира является человек, а целью человека - это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью Духа - регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.

Науку познаешь с помощью слов, искусство - с помощью практики, а отчужденность познается в компании.

Мир скрытый имеет свои облака и дожди, но иные, чем здесь. Его небеса и солнечный свет иного порядка. Но все это становится явным лишь для утонченного - того, кого не обмануть кажущейся завершенностью обычного мира.

 [О суфии.] Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его - не из книги, истина сделала его мудрым. 
Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!

Травинкой невозможно проткнуть гору. Если бы солнце, освещающее мир, приблизилось к нему, мир был бы уничтожен.

Пока раб целиком не покинет самого себя, нельзя достигнуть единобытия с Ним (Богом). Единобытие - это не перевоплощение, а это твое не-существование, ибо с помощью бессмысленных слов ложь не станет Истиной.

Не взирай на мир глазами вожделения; ведь и спина змеи украшена узорами, но яд ее смертелен.

Человека с завязанными глазами, никогда не видевшего прежде воды, опускают в воду, и он чувствует ее. Когда повязку снимают, он узнает, что это такое. До того, как это произойдет, он будет знать о воде только по воздействию, которое она производит.

Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор - чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.

Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: "Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?" Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток - озарен этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.

Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдается иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звезды.
Эй, брат, как ты можешь увидеть этот чертог, когда у тебя на зенице ока сердца - волосок. Очищай от волоска и болезни око сердца, и после постарайся увидеть. Кто очистит душу от страстей, увидит Его сущность. Так как Мухаммад был очищен от этого огня и дыма, он всюду, куда бы ни поворачивал лицо, лицезрел Бога.

Для человека разум является и руками и крыльями для взлета. Когда не обладаешь им, тогда избери путеводителем разумного. Ты будь хоть победителем, хоть искателем победы, будь хоть видящим, хоть ищи видящего, без ключей разума не сможешь открыть эту дверь, - (она) не откроется, старание твое напрасно.
Каждый враг является для тебя лекарством. Он приносит тебе пользу: успокаивает сердце, поскольку от него убегаешь и отдаешься уединению, и ожидаешь милости Бога.

На свете не существует абсолютного зла. И знай, что плохое - это относительное явление. Ты не найдешь ни одного яда, ни одного куска сахара, которые для одного человека не были бы ногой, а для другого - оковами. Да, именно так, для одного они являются ногами, для другого - оковами, для одного - сахаром, для другого - ядом. Змеиный яд для змеи - жизнь, а для человека - смерть! Для морской фауны море словно сад, а для обитателей земли оно - смерть.

Почти невозможно, чтобы не было зла в этом мире. Некоторая необходимость требует наличия в свете чистой воды и мочи.

Знай, что внешняя форма уничтожится, но мир идей вечен. До каких пор ты должен играть в посуде с отраженной картинкой? Брось ты эту картинку, иди к реке. Ты постиг форму, но не понимаешь смысла. Если ты умен, извлеки из раковины жемчуг.

Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды.

Человек похож на текучую воду: как только она замутится, ее дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.

Ограничено время, и вода изобильная утекает.
Пей же, пока не развалился на куски.
Существует славный канал,
наполненный Жизни Водою:
черпай воду, чтоб плодоносным стать.
Мы пьем воду Хызра
из реки речений, произнесенных святыми.
Придите, жаждущие!
И даже если не видишь ты воду, подобно слепцу,
искусно приноси кувшин свой к реке и черпай из нее.

Этот мир – гора, а наши поступки – выкрики; эхо от выкриков всегда возвращается к нам.

Для тех, кто к совершенству путь прошел,
Неведение знанием бывает.
А знанье, что невежда приобрел,
В невежестве его изобличает.

Будь уверен: всякая утрата, по Божьему велению постигающая тебя, ведет к избавлению от бедствия.

Подлинный учитель разбивает того идола, которого пытается сделать из него ученик.

О ты, пронзающий самоотрешенного человека саблей,
ты пронзаешь ею себя.
Остерегись!
Ибо человек без самости исчез,
он стал зеркалом, не содержащим ничего, кроме твоего лица.
Если ты плюнешь в него, ты плюнешь в собственное лицо,
а если ты ударишь по зеркалу, то ударишь себя.
И если увидишь в нем уродливую рожу – это ты;
А если увидишь Иисуса с Марией – это ты.
Он – не то и не другое;
Он чист и свободен от самости,
он выставляет перед тобой твое собственное изображение.

Если у человека нет сердца, ничто ему не впрок; 
Своей никчемностью он прославится по всему миру.

Бог сказал:
«Мое внимание – на сердце, а не на форме,
которая просто вода и глина».
Ты говоришь: «И у меня тоже есть сердце».
Сердце находится над Престолом, а не под ним.
В темной глине наверняка есть также и вода,
Но не подобает совершать омовение этой водой,
Поскольку, хотя это и вода, в ней преобладает глина.
Так что не говори о своем сердце «и это тоже сердце».
Сердце более вознесено, чем небеса,
И принадлежит друзьям Бога, или пророкам.
Оно полностью развито и стало завершенным.
Оно покинуло глину и пришло к морю;
Освободившись из тюрьмы глины, оно стало морем.
Наша вода все еще заключена в тюрьме глины –
О Море Милости, вытащи нас из нее!
Море говорит: «Я затягиваю тебя в себя,
Но ты продолжаешь утверждать, что являешься свежей водой.
Твоя претензия удерживает тебя;
откажись от этой мысли и приди ко мне».
Вода в глине тела стремится влиться в море,
Но глина задерживает ее продвижение и тащит ее обратно.

Шиба приготовила в дар Соломону сорок возов, нагруженных золотом. Когда она достигла владений Соломона, то увидела, что горы и поля, даже дорожная пыль были из чистого золота. День за днем она ехала по золоту, пока оно не потеряло для нее всякую ценность. Когда Соломон увидел ее подношения, он рассмеялся. «Разве я просил у тебя побрякушки? Я не требовал подарков; я хотел лишь, чтобы ты была достойна тех даров, которыми наделю тебя я».

Иногда Он являет себя в такой форме, 
А иногда – в противоположной: 
пути веры неисповедимы.

Ни один влюбленный не искал бы единения, 
Если б Возлюбленный также его не искал.

Любовь – астролябия истины.

Все есть Возлюбленный, а влюбленный – завеса. 
Жизнь – это Возлюбленный, а влюбленный — мертв.

Никогда не знал я, что Бог тоже нас возжелал.

Как чудесна сура о любви,
Пред любовью четыре священные книги не стоят и одного стиха.

По смерти нам сулят награду вышним раем; 
Там чистое вино, там гурий нежный взгляд. 
Ну, мы – и здесь к вину и к милой прибегаем, 
Коль и в раю нельзя других достичь наград!

Доказательство [существования] солнца – само солнце. Если ты требуешь доказательства, не отворачивайся от Него.

Слова – лишь гнезда,
их значения – птицы в полете.

Для моих похорон
Призовите барабанщиков,
бейте в кимвалы и бубны,
Ступайте к моей могиле, приплясывая,
Радостные, счастливые, опьяненные.
Пусть люди знают, что друзья Бога
Отбывают со счастливой улыбкой
К месту встречи.

Некий человек пришел к двери Друга и постучал. – Кто там?
– Это я. Друг отвечал:
– Уходи. За этим столом нет места для сырого мяса.
Человек ушел и странствовал целый год.
Ничто, кроме огня разлуки, не преобразит лицемерие и эго.
Человек вернулся полностью пропекшимся,
походил туда-сюда у дома Друга, мягко постучал.
– Кто там?
– Ты.
– Пожалуйста, входи, мое Я, в этом доме нет места для двоих.

Достигшие единения не имеют ничего, кроме внутреннего зрения и божественного светильника, – они избавлены от знаков и путей.

Внушает Он одно мне страстное желанье –
Свободу от себя стяжать и от забот. 
Доселе труд мой был – духовных благ исканье, 
Но Он внушает мне и этот сбросить гнет.

Танцуйте там,
Где можно разбить себя на части
И отказаться от своих мирских страстей.
Люди Истины танцуют,
Кружатся на поле битвы;
Они танцуют в собственной крови.
Когда они отрекаются от себя -
Они хлопают в ладоши,
Когда преодолевают несовершенство "я" -
Они танцуют.
Их музыканты извлекают музыку
Из собственных глубин;
И океаны страсти вскипают 
На гребне их волн.

Путь влюбленного не пролегает через религии:
Храм и отчизна у влюбленных – Бог.

Я оставил странствия и остался 
Со своей Возлюбленной.
О Боже, что за дивное блаженство
Я получил в путешествии такого рода!

Для любящих Его лишь Он – их радость и печаль.
Лишь Он – их плата и награда.
Если, кроме Возлюбленного, ты видишь что-то еще,
То это не любовь, а просто страсть.
Любовь – это пламя, которое, разгораясь,
Испепеляет все, кроме Возлюбленного.

Что есть любовь? Океан несуществования;
След интеллекта на песке смывает волной.

Влюбленные (в Бога) упали в яростный поток.
Они вверили себя Воле Возлюбленной.

Сама' – для души, лишившейся покоя!
Вставай же с легкостью, здесь не место 
Безмятежному ожиданию.
Ты не сиди, погруженный лишь в свои мысли.
Если ты истинно божий человек, иди к Возлюбленной.
Не говори: «Подождем, пока Она призовет нас» - 
Разве скажет так жаждущий?
Мотылек не думает об огне,
Когда бросается в пламя.
Ведь для любящей души
Такая мысль позорна.

Танцует не тот, кто подняться готов,
Как праха щепотка, кружимая ветром,
В любое мгновение, боли не испытав.
Танец – это когда ты встаешь превыше обоих миров.
Разорвав свое сердце на части и душу отдав.

Хотя учитель одинок, уединен,
Он - подлинный Властитель,
Чьи армии и слуги - духовное намерение
И всепоглощающая любовь.

Создай философский камень из щепотки пыли.
У совершенного человека в доме поцелуй порог.

Только любовь учителя убивает «я».
Не отказывайся от преданности тому, кто убивает «я».

О Соломон, пока ты среди соколов и куропаток,
Храни Божественное терпение
И живи в мире со всеми птицами.
Не вырывай перья у разговорчивого соловья
И держи на расстоянии друг от друга
Не ладящих между собой сокола и ворона.

Учитель – это лев, и охота – его работа,
Тогда как остальные создания предпочитают падаль.
Старайся изо всех сил угодить учителю,
Тогда он будет силен и добр в своей охоте.

Познавшие, выпившие из Божественного кубка,
Знают тайны и разглашают их.
Кто в силах узнать тайны незримого,
Умеет хранить молчание.

Когда учителя найдешь, не будь же горделивым.
Как Моисей, в руки Хызра ты себя передай.
О вы, кто искренни, дождитесь терпеливо,
Пока наставничество принесет плоды.
Тогда вам не промолвит Хызр:
«Меня оставь ты! Уходи!»
Кто подчинился мастера приказам,
От тьмы освободившись станет просветлен.
Послушен будь, как Исаак перед Авраамом,
И с радостью и смехом
Душой пожертвуй перед лезвием его.
Счастливый, слушай, говорит ли он с тобой
Тепло иль холодно.
Тогда освободишься от
И противоположностей оков, и бездны ада.
И недовольство мастера, и доброта
Подобны буре и сиянию солнца,
Так в жизнь приходит новая весна.
И расцветает роза чистоты и искренности ученика.

Возможно, ты ведаешь, что эта жизнь – ловушка,
Но зикр, порожденный своеволием,
Лишь мостит дорогу в ад.

Понимание божественного не под силу бесполезному бездельнику,
И возвращение к богу – неподходящий путь для никчемного бродяги.

О брат, ты – это мысль твоя.
А в остальном ты – волосы да кости.
Коль мысль твоя подобна розе, то ты – розовый сад,
А если же шипу, то ты пригоден только для растопки.

Мы рассказали достаточно, об остальном размышляй сам;
Если ж это не помогает, обратись к зикру.
Поминание ведет сердце к размышлению,
Так сделай же поминание солнцем для своего вялого размышления.
Хотя главное – Божественное притяжение, о суфий,
Не рассчитывай на него и не пренебрегай своими обязанностями.
Невыполнение этих обязанностей – всего лишь самонадеянность,
Не имеющая отношения к отказу от существования.

Твоя мысль – лишь форма,
Его мысль – дух, наполняющий ее.
Твои деньги – лишь бумага,
Но Он владеет золотом, обеспечивающим ее.

Пророк сказал: «Божественное Дыхание
Приходит в эти дни;
Держите на готове ваш внутренний слух
И уловите это дыхание».
Дыхание пришло к вам и, покидая,
Наделило тех, кого пожелало, душой.
Скоро прийдет еще одно Дыхание,
О суфий, бодрствуй, о то пропустишь и это.

С пустыми руками подходишь к двери друзей –
То же, что на мельницу идти без зернышка пшеницы.

Человечество вышло из моря.
Мир, которому принадлежит человечество, — выше небес.
Спустившись на Землю, человек должен попытаться возвратиться назад.
Человек не должен попусту тратить время на то, что, в сущности, является театральным представлением.
Никогда не прерывается звук, или тон, или зов, призывающий человека вернуться назад.

Какое имеет значение 
Название или место, и 
Кто во главе?
Кто мы и кто я? -
Мы там, где Возлюбленный.

Если десять человек хотят войти в дом, то только девяти это удается, десятый не должен говорить: «Такова воля Господа». Он должен отыскать, в чем был его собственный недостаток.

Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюбленным.

Тот, кто обрел ученость и ложное знание,
Плачет, когда слушатели уходят.
Он ищет знания, чтобы заполучить учеников,
А не для того, чтобы освободиться от этого мира.
Учитель далек от этих никчемных покупателей —
Пригоршня праха ничего купить не может.
Его единственный заказчик — Бог.
Он влечёт Учителя ввысь И покупает души истинно верующих.

Разум — тень Божья, Бог — солнце:
Какую силу может иметь тень перед солнцем?

Познавшие, выпившие из Божественного кубка,
Знают тайны и не разглашают их.
Кому по силам узнать невидимую тайну,
Тот может сохранить молчание.

Найди убежище в молчании.
Поскольку ты ищешь знака,
Не ищи этого знака в себе.
Когда придешь на океанский берег,
Сиди в молчании.

Не считай себя печатью в перстне.
Для знающего ошибка разглашать то, что он знает.
В этом причина наших несовершенств.

Следи за внешностью, хотя она (сущность) — все, ибо она (внешность) ведет внутрь, к сущности.

Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор — чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.

Хотя по внешности ты кажешься «малым миром»,
Но на самом деле ты самый «большой мир».
На вид ветка является основой плода,
Но мысленно она создана для плода.
Если садовник не имел бы желания и надежды собрать плоды,
Он не посадил бы дерева.

Эй, проницательный, если хочешь узреть Его без покрова, 
Избери смерть и разорви покров.
Но не такую смерть, после которой отнесут тебя на кладбище, 
А такую, которая перевоплотит тебя и соединит с Лучом.

Арифы не обращают внимания на оба мира, так как они без посева собирают урожай. Они опираются на бездействие, и за них дело делает Бог.

Обязанность совершенного человека как медиатора заключается в том, чтобы показать твою истинную природу, напомнить тебе твое Божественное бытие. Он является для обычного человека как бы зеркалом, в котором последователи могут увидеть свое лицо. Если люди в нем лицезреют скверную внешность, это их отражение; если видят внешность Марии, то это тоже отражение. Поскольку они (совершенные люди) очищены от всяких форм, они отражают лишь твое лицо.

Око, способное видеть море, — одно; а только пену — нечто другое. Брось око пены, гляди оком моря.

Божье слово не арабское, не персидское и не древнегреческое или же сирийское, оно очищено от звуков и от голоса.

Не рви свои крылья, а изгони из своего сердца любовь к нему. Чтобы началась война, для этого требуется враг, если не будет врага, война невозможна. Если не будет страсти, невозможна будет и покорность Богу. Если у тебя нет желания, тогда нет и терпения, если у тебя нет врага, для чего же тогда отряд. Смотри, не превращай себя в евнуха, не делайся монахом, так как отречение и воздержание — это противовес страсти. Если не существует страсти, от нее невозможно воздержаться.

Страсть возникает от еды, — ешь мало или же женись, и отстранишься от зла.

День и ночь стараешься ты, чтобы совершенствовать моральные свойства женщины. Нечистоты женщины хочешь очистить собой. Лучше, если ты очистишь самого себя ею, так как тогда ты очистишь ее вместе с собой. Очищай самого себя из-за нее, и иди к ней... Монахи ведут жизнь отшельника, поселяются на горе и не женятся на женщине, и так отрекаются от мира сего... Всевышний указал истинный путь пророку, да прославит его Аллах.

Каков этот путь? Желать женщину, тянуть с ней лямку, слышать от нее нелепости, держать ее в узде, жениться на ней ради совершенствования и очищения своего. Истинно, ты владеешь прекрасными и великими качествами.

Ты увидел движение пены, это незначительно. Но чтобы ты смог лицезреть море, для этого требуется изумление. Кто видит пену, тот говорит о таинствах, а узревший море впадает в изумление. Кто видит пену, у того пробуждается желание, а тот, кто созерцает море, в море же превращает свое сердце. Кто видит пену, тот начинает считать, а кто — море, того покидает воля и желание. Кто видит пену, тот начинает действовать, а кто море — тот теряет разум.

Тебе подобает освободиться от покрова,
о обладающий сердцевиной.
Избери смерть и разорви покрывало.
Но не такую смерть, чтобы сойти в могилу,
А смерть, ведущую к духовному обновлению.

Истина есть ты сам, но не просто твое телесное «я». 
Твое реальное «я» выше, чем «ты» и «я». 
Ты — видимое «ты», что принимаешь за себя — 
Ограничено в пространстве, а реальное «ты» — неограничено. 
Зачем, о жемчуг, (истинное «я») сидишь ты в своей раковине? 
Считай себя не просто сахарным тростником, но настоящим сахаром.
Внешнее «ты» чуждо твоему реальному «ты»,
Склонись к своему реальному «я», оставь это двойное «я».

Продай свою рассудочность, приобрети замешательство: Рассудочность, просто мнение, замешательство — интуиция.

Ты можешь скакать, сидя в седле, верхом на лошади до морского берега,
Но затем ты должен пересесть на деревянную лошадку (лодку).
Деревянная лошадь бесполезна на суше,
Она — средство передвижения для путешествующих морем.
Молчание — деревянная лошадь,
Молчание — руководство и поддержка людям в море.
Это молчание, вызывающее у тебя раздражение,
Есть крики любви, внятные суфию.

Эй, ты, который являешься копией Божественной книги,
Ты, который являешься зеркалом красоты Бога,
В мире нет сущих вне тебя,
Если желаешь чего-либо, то ищи в самом себе
(ты сам являешься «тем»).

Разум великолепен и желателен до тех пор, пока он не приведет тебя к вратам Господа. Но едва ты достиг этих врат, оставь разум... Отдай себя в руки Господа: теперь бесполезно спрашивать, «как» и «отчего».

Кто бы ты ни был, приди все равно, 
Ты безбожник иль пламя твой бог – все равно. 
Сотни раз ты нарушил зарок – все равно. 
Не в безнадежность ведет наш порог. 
Где бы ты ни был, приди все равно.

Слушай, капля, откажись от себя без сожаления
и в обмен обрети Океан.
Слушай, капля, окажи себе эту честь
и в объятиях моря найди безопасность.
Поистине, кому это может так повезти?
Океан добивается капли!
Бога ради, Бога ради продай и купи одновременно!
Дай каплю, а возьми это Море, полное жемчуга.

Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоевывает небо.

Если на созидание Вселенной потребовалось шесть дней, то на сотворение человека - сорок лет.

Солнце душ расчленяется и распадается через окна тел. Когда посмотришь на диск солнца, он сам по себе, один. Но у человека, который охвачен телом, возникает сомнение. Расчленение свойственно душе животного. Суть единства же - в духе человека.
Мы сидим, но движемся, не меняя места, однако ты не видишь этого.

Весь мир бежит... но различным образом. Бег человека - одного вида, а растения - другого, но полностью отличен от них бег души.

Посмотри на низины земли и на высоту неба... И для смены времен характерны две стороны: одну половину года земля становится целиной, а другую - цветет. Сообразно подъем и спад времени; одна половина суток является днем, а другая - ночью... Одним словом, состояние всего мира таково: голод и обилие, война и мир... Вселенная на этих двух крыльях летит по воздуху.

Глаза, уши и рот не делают фигуру человеком, так как те же черты есть и у изображений на стенах.

То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.

Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным, и из животного - человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идет, но все же был вовлечен в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти.

Он (Бог) скрыл море и показал нам пену, скрыл ветер и показал пыль... Ты видишь, как поднимается ввысь пыль, но не видишь ветра... Пену воспринимаешь чувством, а существование моря постигаешь с помощью аргументов.

Чтобы не овладел тобой страх разлуки, следует превратиться в Солнце.

Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звезды. Хотя душа обошла столь много городов, она все еще не очистилась от пыли их познания.

Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает все. Тело перед морем души - капля.
Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели.

Змеелов, вознеся молитвы,
Пошел в горы, чтобы поймать змею.
Он брел по горам в снежную пору
И искал большую сильную змею.
Охотясь на змей во время суровой зимы,
Змеелов нашел огромного мертвого дракона,
Который был так велик,
что наполнил страхом сердце охотника.
Змеелов взял дракона и притащил его в Багдад,
желая поразить людей.
«Я принес мертвого дракона, – кричал он.
Я изрядно пострадал, охотясь на него».
Этот человек думал, что дракон мертв,
но тот был жив,
Хотя человек об этом и не догадывался.
Дракон погрузился в спячку из-за холода и снега;
Будучи живым, он казался мертвым.
Человек стал показывать его на берегу реки,
И большое смятение началось в городе Багдаде.
Сотни простаков стали собираться там,
Став добычей змеелова, как он сам –
добычей дракона из-за своей глупости.
Сотни ротозеев начали тесниться вокруг.
Между тем неподвижный дракон
Был прикрыт сотнями тряпок.
Владелец принял меры предосторожности
И привязал его толстыми веревками.
В то время, когда ждали представления,
Солнце Ирака начало палить на змея.
Тропическое солнце его согрело;
Его конечности отогрелись,
Хотя казался мертвым, он ожил;
В ярости дракон начал распрямлять свои кольца.
Когда мертвый змей зашевелился,
изумление людей
Умножилось в сто тысяч раз.
В ужасе они стали кричать.
В панике они начали разбегаться
от ползущего змея,
Который разорвал свои узы и ринулся вперед.
Ужасный дракон,
чей рык был подобен львиному.
Много людей погибло в давке;
Мертвецов набралось на сотню куч.
Змеелов застыл от ужаса на месте,
Шепча: «Что это я принес из гор и долин?»
Дракон проглотил этого оторопевшего человека 
в один присест.
Подобная дикость не трудна для 
кровожадного тирана.
Твой нафс и есть этот дракон:
как он может быть мертв?
Он лишь заморожен, поскольку лишен
благоприятных возможностей.
Если бы он получил возможности фараона,
По чьему приказу течет Нил,
Он бы творил то же, что и фараон,
И устроил бы засаду на сто Моисеев и Ааронов.
Держи дракона в снегу разлучения
с его желаниями;
Будь начеку,
не перетаскивай его под солнце Ирака!
Пусть твой дракон дремлет.
Если его выпустить, он сожрет тебя.
Не надеешься ли ты, не прибегая к помощи силы,
Сдержать его посредством
достоинства и верности?

Однажды в пустыне Иисус оказался среди корыстных людей. Они упрашивали его открыть им тайное Слово, с помощью которого Он оживлял мертвых. Иисус сказал: «Если я скажу вам, вы станете злоупотреблять его силой». Люди пообещали, что будут использовать это знание благоразумно и стали опять его упрашивать.
«Вы сами не знаете, чего просите», – сказал Иисус, но все же открыл им Слово.
Вскоре эти люди, проходя по отдаленной местности, заметили кучу выбеленных временем костей. «Попробуем-ка мы Слово», – сказали они друг другу. Так они и сделали.
Как только Слово было произнесено, кости в одно мгновение обросли мясом и превратились в дикого зверя, который разорвал их на куски.


mail: admin@touching.ru © 2007 Новезенцева С.В.