touching.ru
Рассылка новостей

Спонсор проекта - домашний текстиль Wellness.

Байазид Бистами

Не подвергай испытанию Бога за пару лепешек.

Бог посылает страдание Тому, кого Он любит.

Общество добродетельных людей лучше, чем добродетельный поступок, а общество злых людей хуже, чем злое дело.

Полагайся не на свои силы, а на Его милость.

Считай, что срок твоей жизни — сегодняшний день и не больше.

Тот, у кого нет учителя, получает в наставники сатану.

В.: Чего следует избегать в нашей духовной жизни?
О.: Концентрируйте все внимание на Боге, а не на духовной работе, которую вы совершаете.

Байазида спросили: «Что показалось тебе самым большим препятствием на твоем Пути?» Он ответил: «Без Его милости трудно обратить к Нему сердце, а с Его милостью оно преодолеет Путь без усилий».

Когда один человек спросил Байазида, почему, прожив вместе со святым достаточно долго, он не усовершенствовался духовно, Байазид ответил: «Потому что твоя чувственная душа (нафс) неподконтрольна тебе, и ты не пренебрегаешь почетом, как пренебрегаешь позором. Считай их равными».

Некто спросил Байазида: «Почему ты так долго живешь в одном месте? Разве ты не знаешь, что стоячая вода делается зловонной, грязной и изменяет цвет?» Байазид ответил: «Почему бы тебе не превратиться в реку?»

Все, что я получил, было результатом Его милости, а не моих усилий и духовных практик.

Сколько времени я ни пытаюсь сотворить такую молитву, которая была бы достойна Всевышнего, мне это никак не удается.

Благодаря усердному труду над молитвами на протяжении сорока лет висящие передо мной завесы были убраны. Тогда я смиренно стал молиться о том, чтобы мне был указан Путь. В ответ я услышал повеление Господа: «Пока ты не избавишься даже от разбитого глиняного кувшина и рваного одеяла, что лежат рядом с тобой, ты не получишь доступа к Пути». Я немедленно выбросил все это, и мне открылся Путь. Мне было приказано сообщить тем, кто ищет его, что пока их отказ от всего мирского не будет таким же полным, как мой, они не вступят на этот Путь.

Однажды один опьяненный Господом человек воскликнул: «Господи! Обрати на меня Твой взор». Байазид заметил: «Какие у тебя заслуги, чтобы быть удостоенным Его взгляда?» Человек ответил: «Когда Он посмотрит на меня, я приобрету все необходимые качества». Байазид оценил его ответ.

Откажитесь от всех благ и пребывайте в постоянном поиске. Вот, что такое тасаввуф.

Сердце – это то, что не содержит даже ничтожной частицы желания, направленного на тварный мир.

Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле – и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам – они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю – он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.

Самой плотной завесой между человеком и Аллахом являются мудрость мудреца, поклонение богомольца и благочестие благочестивого.

Когда в сердце приходит печаль, считай это удачей, ибо мужи благодаря печали достигают чего-либо.

Вначале я заблуждался относительно четырех вещей. Я стремился помнить Бога, знать Его, любить Его и искать Его. Когда я достиг конца, то увидел, что Он помнил меня прежде, чем я стал помнить Его; что Его знание обо мне предшествовало моему знанию о Нем; что Его любовь по отношению ко мне существовала до моей любви к Нему; и что Он искал меня до того, как я стал искать Его.

Байазид так описал свое духовное пробуждение:
«Когда Бог освободил меня, отделил от всего творения, озарил меня своим светом и раскрыл тайны, тогда я увидел Бога своими собственными глазами. А когда я сравнил Его сияние со своим, то последнее казалось черным пятном, а перед Его славой и величием я выглядел маленьким и ничтожным. Перед Его чистотой я был нечист.
Я узнал, что только когда Он дает силу, мы можем заниматься духовными упражнениями, поэтому подлинный Вершитель всего — это Бог.
Когда Бог растворил мое эго, оживил меня своей вечностью и открыл мне свою Сущность, я увидел Бога с Его позволения, и в тот же миг я стал нем, глух и абсолютно несведущ. Завеса эго была снята, я долго пребывал в этом состоянии, не владея своими органами чувств. Затем Господь обратил на меня Божественные глаза и уши, и я обнаружил, что в Нем было все.
Вот почему я попросил разрешения жить с Ним. Мне было приказано оставить предписания священных книг и спокойствия.
Тогда по Его требованию я попросил Его у Него и молился Ему, чтобы Он позволил мне быть рядом с Ним и отстраниться от людей и всего мирского — того, что не божественно и чуждо Ему. Вот почему Он даровал Его милость и я вошел во Дворец Божественного Единства (Таухид), где мне было сказано, что отныне моя воля будет Его волей.
Теперь я живу жизнью, где нет смерти и которая будет длиться вечно.
Тогда Глас Божий сказал мне, что меня хотят видеть другие создания. Я ответил: «Я не хочу никого видеть, кроме Тебя, но если такова будет Твоя воля и весь мир должен увидеть меня, я подчинюсь Твоему повелению. Я молюсь, чтобы мне было даровано осознание Твоего Единства (Вахданийат), что создания, которые видят меня, обратят свои взоры на Твое творение и на Тебя, и я не встану между Тобой и Твоим творением». Создатель выполнил мое желание, и с тех пор творение предстает передо мной только в таком состоянии.
Затем, уходя от Бога, я переступил порог, но потерял устойчивость и упал. Я услышал, как Глас Божий произнес: «Приведите нам Нашего возлюбленного друга, потому что он не может жить без Нас и не сделает ни шага без Нашего дозволения».

Тот, кто не находит удовольствия в молитве, посвящает себя мирским делам. Но тот, кто наслаждается памятованием Бога, советует искателям сторониться сотворенного. Общество людей заставляет человека забывать о Боге.

Тридцать лет я искал Бога. Когда же я внимательно посмотрел, то обнаружил, что искателем был Бог, а я — тем, кого Он искал.

Помни, что, если бы все добродетели первого человека Адама, вся чистота ангела Джабраила, все высокие добродетели Пророка Ибрахима, острая тоска Моисея и любовь Пророка Мухаммеда были дарованы тебе, ты не должен радоваться, потому что все это образует завесы. Ищи Его в Нем одном и посредством этого ты получишь все.

Ощущай себя ничтожеством.

Каждый просит мирских благ согласно своим потребностям, а Байазид просит Меня у Меня.

Я ищу у Дарителя Милостей Его милости, а не чудес.

Один человек спросил Байазида: «Чем ты занимаешься по утрам?» Он ответил: «Я настолько поглощен памятованием Бога, что не замечаю, день на дворе или ночь».

Байазид сказал однажды: «Когда я в первый раз совершил паломничество в Мекку, я увидел Дом (Каабу) и посетил его. В другой раз, когда я пришел туда, я встретил Хозяина Дома (Каабы). Но когда я пришел туда в третий раз, я не увидел ни Каабы, ни ее Хозяина. Каждый раз мое духовное состояние развивалось вместе с духовным опытом».

Когда кто-нибудь просил Байазида помолиться, чтобы исполнились его желания, и святому не удавалось разубедить просящего, он обычно молился так: «Он — одно из Твоих созданий, и Ты его Создатель; Тебе известно его состояние, а кто я такой, чтобы становиться между Тобой и им?»

Если бы мне была дарована абсолютная власть над миром, я бы не променял ее на вздох, который вырвался у меня из груди прошлой ночью, когда я тосковал по Богy.

Я — Его раб. Что значит моя воля перед Его волей?

Я читал проповеди сорок лет. Они никого не сделали лучше, но когда Он желал, люди развивались духовно и без моих проповедей.

Любовь к Богу должна быть такой, чтобы заставить тебя забыть об этом мире и о будущей жизни.

Благодаря посту снисходит благодать.

Не смотри на окружающий мир. Не слушай разговоров о нем и не общайся с мирянами.

Другие говорят: Он и я, а я говорю только Ты.

Тот, Кого ищут, находится в одном месте. Он незыблем и постоянен, так какой же смысл искать Его повсюду?

В.: Кого называют святым?
О.: Того, кто любит только Бога.

Откажитесь от своего эго; в этом лежит путь к Богу. Тот, кто растворил свою сущность в Боге, обнаруживает, что Он — это все.

Когда ты удален от Каабы, то подобает поворачиваться в ее сторону. Но те, кто находятся в ней, могут поворачиваться в любую сторону, какую пожелают.

Я увидел моего Господа во сне и спросил: «Как мне найти Тебя?» Он отвечал: «Покинь себя и приходи!»

То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это.

Сердце познавшего подобно светильнику из зеркал, не имеющих изъяна. Сияние сердца озаряет весь ангельский мир (малакут). Чем же тогда сердцу может быть страшна тьма?

Однажды кто-то ударил Баязида Бистами палкой по лицу, и она сломалась. Почтенный шейх взял другую палку, миску меда и дал тому человеку, который ударил его, со словами: «По вине моего лица ты потерпел убыток. Вот новая палка вместо старой и мед, чтобы ты мог подкрепиться».

Я вылез из своей «баязидности», как змея – из своей кожи. Затем я осмотрелся. Я увидел, что влюбленный, Возлюбленный и любовь – одно, поскольку в состоянии единения все может быть одним.

Когда Баязида спросили, сколько ему лет, он ответил: «Четыре года».
Люди сказали: «Как это может быть?»
Он ответил: «Семьдесят лет я был отгорожен этим миром от Бога, но я видел Его в течение последних четырех лет. Время, когда человек отгорожен [от Реальности], не засчитывается за жизнь».

Если бы я знал, что мне удалось совершить единственный шаг в сторону искренности, я бы не придавал никакой ценности чему-либо еще.

Мне представилось, что я достиг самого Престола Божьего, и сказал ему: «О Престол, нам говорят, что на тебе покоится Господь». – «О Баязид, – отвечал Престол, – нам говорят, что Бог покоится в смиренном сердце».

Когда я достиг стадии близости к Богу, Он сказал: «Чего ты желаешь?» Я ответил: «Желаю Тебя». Он сказал: «Пока еще остается в тебе хотя бы частица «баязидности», это желание не сможет осуществиться».

Нет ничего лучшего для человека, чем быть безо всего: ни аскетизма, ни теории, ни практики. Когда он безо всего, он со всем.

Однажды к наставнику Баязиду пришел человек и сказал:
– Я молюсь и пощусь вот уже тридцать лет, но не обрел и грана той духовной радости, о которой ты говоришь.
– Если бы ты молился и постился триста лет, все равно ее не обрел бы, – отвечал мудрец.
– Почему? – спросил человек.
– Твоя самовлюбленность служит завесой между тобой и Богом.
– Скажи, как мне исцелиться?
– Есть одно снадобье, которым ты не сможешь воспользоваться.
Люди вокруг стали просить, чтобы Баязид раскрыл, в чем состоит исцеление. Тогда он сказал:
– Иди в ближайшую цирюльню и обрейся наголо; разденься, оставив только набедренную повязку. Возьми мешок с грецкими орехами и повесь его себе на шею.
Ступай на базар и кричи: «Всякий, кто даст мне затрещину, получит грецкий орех». Затем ступай к зданию суда и соверши то же самое.
– Этого я сделать не могу, – сказал человек. – Посоветуй что-нибудь другое.
— Это необходимое предварительное условие для исцеления, – отвечал Баязид. – Но, как я уже сказал тебе, ты неизлечим.

Байазид был очень беден, голоден и одинок в городе, через который проходил. Ночь была так темна, и он сидел под деревом вне стен города, а это было опасно. И один ученик сказал: «Но как быть с нынешним положением? Если Он знает, что его возлюбленный Байазид в такой нужде, что город изгнал его, что он сидит под деревом, а вокруг бродят дикие звери, не давая даже возможности заснуть, — о каком Боге ты говоришь? Разве Он не знает, в чем ты нуждаешься?» Байазид рассмеялся и сказал: «Он знает, что именно нужно в настоящий момент, — в этом моя нужда! Если это не так — то как же? Почему тогда все здесь? Бог знает, когда вам нужна нищета и Бог знает, когда вам нужно богатство. И знает Он, когда вам нужно голодать, также Он знает, когда вам нужно участвовать в пире. Он знает! И в этом моя нужда в этот момент».

Тот, кто глядит на людей глазами знания, ненавидит их, но тем, кто глядит на них глазами Истинной Реальности, Творец открывает милосердие к ним.

Вновь посвященный должен подчиниться дисциплине знания, но соблюдение Истины есть нечто более высокое.


mail: admin@touching.ru © 2007 Новезенцева С.В.