touching.ru
Рассылка новостей

Спонсор проекта - домашний текстиль Wellness.

Азид ад-дин бен Мухаммад Насафи

Прежде очищение, а потом просветление; прежде разделение, а потом слияние. Человек, не умерев в одном, в другом не родится. Возжелал ты отдыха — умри в работе, возжелал Бога — умри в себе. Не можешь умереть в своей работе — не ищи отдыха, не можешь умереть в себе — не ищи Бога, ибо не осуществится [и то и другое].

Нужно, чтобы целью странника на пути аскезы и подвижничества не был поиск Бога, ибо Он присутствует во всем и нет нужды Его искать, бытие всего — от Него, вечность всего — в Нем и возвращение всего — к Нему, более того, само все — это Он. Следует знать и другое: цель Пути не в том, чтобы стремиться к чистоте и доброму нраву, и не в том, чтобы стремиться к знанию и познанию, и не в стремлении к явлению света, и не в том, чтобы стремиться к открытию тайн. Каждый относится к одной из человеческих ступеней, и путнику, когда взойдет на некую ступень, сама явится та вещь, которая свойственна той ступени, хочет он того или нет.
Достигшему некой ступени не может явиться то, что ей не свойственно той степени. Дервиш, человек, имеет степени, так же как древо имеет степени, и известно, что явится на всякой степени древа. Следовательно, дело садовника содержать землю мягкой и в надлежащем виде, очищать ее от колючек и сора, подавать воду вовремя, защищать древо, чтобы не было ему ущерба, чтобы свершились все степени древа, и каждая из них явилась вовремя.
Дело путника состоит в том же: надо, чтобы аскеза и подвижничество были для того, чтобы в человеке проявились все свойства. Независимо от желания путника чистота, благой нрав, знание и познание, постижение тайн, явление света явятся ему сами, каждое в свое время, так что путник никогда не услышит этого и не заметит. Всякий, поступающий так, поймет эти слова.
Дервиш, все степени древа есть в его семени, и ловким садовником они будут воспитываться и пестоваться, пока полностью не проявятся. Точно так же чистота, добрый нрав, знание, познание, постижение тайн и явление света — все они в сути человеческой. От общения со знающим воспитываются и пестуются, пока не явятся полностью. Дервиш, знание начальное и конечное сокрыто в тебе, все, что ищешь, ищи в себе, зачем ищешь вовне? Знание, которое через уши достигает твоего сердца, то же, что и вода, взятая тобой из чужого колодца и вылитая в свой, высохший. Но вода та не задержится. Кроме того, что она не задержится, она скоро загниет, и родятся из нее на свет тяжелые и невыносимые недуги. Дервиш, эта болезнь превратится в гордыню и умножит любовь к чину. Сделай так, чтобы в твоем колодце была вода и, сколько бы ты ни брал ее и ни отдавал другим, не становилось бы ее меньше, а, наоборот, больше; чтобы не стала зловонна, а, напротив, сколько бы ни стояла, становилась бы чище и лечила бы тяжелые болезни. Дервиш, каким бы человек ни был, все равно внутри него есть колодец воды, но он неявен. Следует очищать колодец и воду делать явной.

После того как ты узнал смысл [слова] мир, знай теперь, что ты зовешься человеком малым и миром малым, весь же мир зовется человеком великим и миром великим. Дервиш, ты — мир малый, весь же мир — мир великий, ты — список и знак обоих миров, и оба мира великие, и ты мир малый. Все, что существует в мире великом, есть и в мире малом. Дервиш! Познай себя, постигни явное свое и сокровенное, дабы познать начало и конец мира великого, дабы постичь явное и сокровенное мира великого. Помимо этого пути другого пути нет. Дервиш, стремящийся познать вещи такими, какие они есть, пусть познает себя таким, какой он есть.

Знай, что душа после отделения от тела, если она обрела совершенство, возвращаясь, достигает интеллектов и душ горнего мира, поскольку совершенство человеческой души связано с интеллектами и душами горнего мира, ибо все души и интеллекты горнего мира обладают знаниями и чистотой и постоянно овладевают знаниями и приобретают свет. Поэтому задача человека — в постоянном овладении знаниями и приобретении света и в добывании знания и чистоты. <...> И каждый способный человек может аскезой и рвением, овладением знаниями и приобретением света привести свою душу к такому состоянию, которое бы соответствовало душе неба небес, тогда после отделения от тела душа его возвратится к душе неба небес. <...> Не овладевший знанием и чистотой не достигнет горнего мира.

Узнав предыдущее, знай теперь, что <...> внутреннее бытия есть свет, и этот свет, который есть, душа мира, мир полон этого света, и этот свет безграничен и бесконечен, море бесконечное и безбрежное. Жизнь, знания, воля и мощь вещей — от этого света; естество, свойство и действие вещей — от этого света; видение, слышание, речь, способность брать и способность идти — от этого света. Но нет иного, кроме этого света, ибо само все есть этот свет. ...Этот свет влюблен в свои проявления. Ибо этот свет зрит в этих проявлениях свою красоту, созерцает свои атрибуты и свои имена; именно поэтому сказано: прежде познай себя, чтобы познать своего Господа. <...> Дервиш! Следует достичь этого света, следует увидеть этот свет, следует из этого света смотреть на мир, дабы избавиться от многобожия. <...> Дервиш, как только достигает путник этого света, ему даются знамения. Первое знамение в том, что [путник] перестает видеть себя, ибо до тех пор, пока он видит себя, сохраняется множественность творения, до тех пор, пока видит множество, он — многобожник. Когда исчезнет путник, тогда исчезнет многобожие, проникновение, соединение, разлучение и слияние исчезнут. <... > Когда сгорит путник в этом свете, все это исчезнет и будет лишь Бог, и только...

Каждый рисунок, существующий на доске бытия,
Есть образ Того, Кто создал этот рисунок.
Когда вечное море вздымает новую волну,
Полагают, что это волна, в действительности — это море.

Время и место обладают великой действительностью и сильным влиянием во всем, и особенно в том, что касается человека.

Птица, не знающая о чистой воде, всю жизнь держит клюв в соленой воде; если поставят и чистую воду перед ней, то и тогда она будет пить ту воду, которую пила.

На голове твоей целая корзина, полная хлеба,
Ты ищешь кусок хлеба, стучась в каждую дверь.
Сам по себе ты ничто, даже глупец:
Пойди постучи в дверь сердца — зачем бить в каждую дверь.

Воздержание — только в постоянстве, ибо оно решит дело, а без постоянства никакое дело не свершится.

Еда и путь путника должны иметь цель.

Бог очень и предельно близок, но люди предельно далеки от Него, потому что они не знают степени близости Бога. Бог имеет близость ко всем видам бытия. Он имеет одинаковую близость как к самой высшей небесной сфере, так и до самой низшей. До тех пор, пока путник не осведомится об этой близости, не познает Бога, разум, чувства не в состоянии познать эту близость.
Познающий ее есть свет Божий. Тот, кто достигнет Божьего света, тот познает эту близость.

Подавляющая часть человечества не знает того, что в его интересах знать. Они недолюбливают то, что со временем принесет им пользу.

Однажды рыбы собрались и говорили, что уже столько мы слышали рассказов о воде, что вся наша жизнь зависит от воды, а мы все еще не видели воды. Некоторые из рыб говорили о том, что якобы в какой-то реке обитает мудрая рыба, которая видела воду и познала ее, и следует нам идти к той рыбе, чтобы она показала нам воду. Они долго путешествовали и наконец дошли до той реки и нашли ту рыбу и рассказали, что их жизнь и бытие зависят от нее. А они еще не видели воды и пришли к ней, чтобы она показала им воду, а мудрая рыба ответила: «О ты, который истратил свою жизнь в поисках раскрытия сокровенного, твоя возлюбленная рядом с тобой, а ты тоскуешь по ней. О ты, находившийся у реки, но от жажды скончавшийся. Находящийся на кладе, но умирающий от бедности».
Произнеся это четверостишие, она добавила: «Теперь поняли?» Но они ответили: «Нет». Потом она сказала: «Покажите мне то, что противоположно воде, а потом я покажу вам воду». Они ответили: «Теперь мы поняли и познали сущность воды».

Путешествие в Боге есть такой процесс, где хождение продолжается до того, пока гностик не удовлетворяется в том, что бытие едино и оно есть бытие Бога, кроме Божьего бытия, не существует иного бытия. После завершения хождения путник должен так стараться, чтобы познать и увидеть все субстанции тел и философии вещей такими, какие они есть. Некоторые говорят, что невозможно, чтобы человечество познало все это, так как человеческая жизнь коротка, а Божественная премудрость необъятна. А некоторые говорят: отдельные люди имеют возможность познать это так, как люди различаются по степени способности и часть из них имеют устойчивые способности.

Препятствиями на Пути являются: любовь к имуществу, любовь к женам, следование религиозной традиции и прегрешения. Принципами Пути богопознания являются: доброе слово, доброе дело, благонравие и гнозис.

Знай, что Путь с точки зрения мистиков означает: идти от злословия к благословию, от злодеяния к добродетели, от дурного нрава к благонравию и от бытия своего к Бытию Всевышнего Бога.

Человек есть микромир и источник, начало, а все иное является макромиром.

Приобретение божественной науки невозможно иначе, как через непосредственное сияние божественных лучей.


mail: admin@touching.ru © 2007 Новезенцева С.В.